Чему надо учить детей сейчас, чтобы они не пропали в будущем

9.2.2019

Меня очень интересует развитие, тенденции и создание будущего. Последние два года погружен в это полностью.

Недавно на одном из популярных сайтов, посвященных стартапам вышла подборка мнений российских стартап-гуру и венчурных капиталистов по обозначенной теме - чему учить детей сегодня, чтобы они были успешными в будущем. Молодые, успешные и задорные выдали дикий и бессистемный кошмар в виде рекомендаций, вот полюбуйтесь:

Детей надо учить базовым социальным навыкам, а практическим навыкам научат школа и институт.

... и это говорят люди, которые в других интервью заявляют, что институты не справляются с подготовкой специалистов нужных профессий, мол всему приходится учить выпускников уже непосредственно на рабочих местах.

Что же тогда делают люди в вузах? Мне нравится как программы MBA отвечают на этот вопрос - главное - это наработка связей (networking) и попадание в среду, которая располагает к развитию. А уж что дети смогут из этого вынести - только от них самих зависит, а не от учебных программ.

Если же говорить про "социальные навыки" - как можно научиться полезным соц навыкам в ограниченном кругу семьи? Родители обеспечивают защиту от сложного мира и дают безопасную передышку, а вот практика и обретение мастерства в соц.навыках происходит именно на просторах школы и института.

Знание английского и китайского в будущем - обязательно!

... заявляют апологеты IT-позитивного будущего, хотя уже сейчас электронные переводчики дают синхронный перевод большинства языков, а через 5 лет это станет нормой для каждого мобильника.

Китайский? Китай - феномен закрытого рынка и сегодняшний мир показывает, как Китай прогибается под законами глобализации. Этот язык станет маст хэв только если Китай юридически выйдет за свои границы.

Иностранные языки надо учить, но только по другим причинам:

1) изучение языка (как и музыки) - это одна из самых мощных практик для развития мозга

2) если есть желание лучше понять и почувствовать другую культуру (эта потребность есть у примерно нескольких процентов населения)

Детей надо научить гибкости, адаптивности и умению достигать поставленных целей.

(прямо вот так - в одном предложении!) Люди! Дети - по-умолчанию адаптивны и обладают гибкостью! Без этого не смогли бы развиваться и учиться! Гибкость - это то, чего не хватает взрослым и не надо свои проблемы транслировать на детей.

А еще гибкость и упорство - это противоположности - кто тут любитель ставить недостижимые цели? Чтобы во взрослом мире хоть как-то совместить эти противоположности люди придумали целую систему - аджайл называется.

Мне бы хотелось, чтобы мой сын стал ...(профессия)...

Пусть дети нас и копируют, но они совершенно точно не станут такими же как мы. Навязывание подростку профессии - это ограничение его потенциала. Кубик можно запихнуть в круглую дырку, но тогда он потеряет свою целостность. Это эгоистично. И это не предусмотрительно, т.к. предполагается, что за удлиняющуюся жизнь люди будут проживать несколько профессий и чем основательнее запихивать человека в одну из них, тем сложнее ему будет перестроиться, когда жизнь заставит поменять русло.

Сейчас есть проблемы с планированием профессионального развития даже на 5 лет (время обучения в вузе) - за это время знания успевают устареть и на рынке появляются новые условия и ниши. Стоит ли говорить про будущее для детей с бОльшим горизонтом планирования?

Критикуя предлагай!

Счастье обычного человека складывается из всего трех, но обязательных составляющих: физиологическое состояние, психологическое и социальный капитал. Семейная стабильность и безопасность - достаточно для закрытия базовых психологических аспектов. А вот по остальному надо чуть подробнее:

1. Эрудиция и кругозор. Синтез новых решений (и творчество в частности) невозможен без наличия в голове разных кусочков пазла. Ключевое слово - разных - для детей важнее дать базовое понимание как можно большего количества процессов и показать многогранность мира, чем сосредотачиваться на глубоких знаниях в отдельных дисциплинах. Чем больше всякого разного в голове у ребенка - тем выше его креативный потенциал. А кружки и художественные школы - это всего лишь практический опыт вытаскивания этих кусочков из головы для соединения их в реальном мире.

2. Регулярную нагрузку с задействованием максимального кол-ва мышц и суставов. Хореография, гимнастика, борьба - лучшие! Тяжелая атлетика, стрелковые и метательные виды спорта - увы, про другое. Зачем? Во-первых, без гармоничной физической нагрузки нет шансов вырастить здоровый организм, во-вторых, для того чтобы жить - мы кушаем, а если кушать без привычки затем превращать эту энергию в движение - гарантированно получаем хронические и тяжелые заболевания.

3. Опыт прохождения разных ситуаций - именно прикладной, а не решение интеллектуальных задач. Пусть ребенок сам сходит в магазин с ограниченным кол-вом денег и задачей самому из купленного потом приготовить ужин. Пусть сам договорится с учителем о месте и времени пересдачи неудачной работы. Пусть поставит под дождем палатку и в течение ночи опробует то, что у него получилось. Задачи из разных областей заставляют человека искать новые подходы, вырабатывают уверенность в себе и снижают страх перед неизвестным.

4. Умение ставить цели и оценивать результаты. До подросткового периода мы учим, говоря "что" им надо делать и "как". Начиная с подросткового возраста - уже коучинг: спрашиваем "какую" цель поставил, обсуждаем "почему так", интересуемся нужна ли помощь, совместно анализируем результаты и поощряем в случае успеха. Это со временем трансформируется в самоконтроль и умение достигать цели, упорство, надежность.

5. Системное мышление - это про теоретиков. Вслушайтесь - "теоретик" - даже звучит с некоторым негативным оттенком, человек, чье мышление основывается на абстрактных моделях и он как будто бесполезный. Сейчас время "практиков", когда не надо сомневаться - дерзай! Их учить проще, нагляднее причинно-следственная связь: взял горячее = ручка бо-бо. Вся система образования со стонами перекрасилась в "практическую". Для начала это не плохо. Только надо понимать, что среди кучи реакционеров-практиков, которые "копают отсюда и до заката", обладание системным мышлением - это конкурентное преимущество, а так же факт, что серьезное развитие и наука - это исключительно про системное мышление. (Подкину еще до кучи - программирование - это не профессиональный навык, а такая же базовая составляющая образованного человека, как математика и литература.)

И самое главное - Инициатива НЕ Наказуема! Если у юного человечка горят глаза и он фигачит - аплодируйте ему стоя, а все остальное - подождет. Нет ничего страшнее серой толпы с потухшим взором, которым ничего не нужно, которые ничего не хотят. Мое правило - обеспечил себе безопасность процесса и действуй! (Школа с ее уроками никуда не денется - за пару недель можно нагнать) У ребенка должны появляться и накапливаться достижения, которые еще и подкреплены высокой оценкой родителей.

We can talk about it on: Facebook Youtube

наверх