Как мы докатились до музыки такой

3.8.2018

(Вступительная часть моего мастер-класса по музыкальной импровизации)

Музыка есть в каждой культуре мира и это просто объяснимо. Дело в том, что музыкальное образование каждого человека начинается еще в утробе матери. И пусть не слышно слов, сложно выделить отдельные буквы, зато голос любого человека превращается в мелодию с ритмом и интонациями, а главное - мать своими реакциями учит ребенка отношению к разным звукам. Это настоящее начальное музыкальное образование, которое, правда, для многих заканчивается с рождением, заменяясь на освоение языка, чтения и математики...

За последний век роль музыки в культуре кардинально изменилась. 100, 200, 300 лет назад люди лучше понимали музыку. Звучащие произведения для наших предков обладали значительно более высокой ценностью, ведь музыка не была так доступна, как сейчас. Людям приходилось специально ехать в церковь, на ярмарку, на бал, чтобы услышать игру музыкантов. Повышенное внимание публики позволяло выделять и осознавать различные фразы, смысловые движения, нюансы настроений, которые закладывались композиторами в свои сочинения. Великие мастера своих эпох усилиями группы музыкантов могли создавать и передавать целые миры, сцены, рассказывать истории.

Сейчас музыка перестала быть редкостью. Она легко извлекается из любого персонального телефона. С одной стороны, доступность музыки позволила увлеченным музыкантам перепробовать максимум возможных комбинаций звуков и ритмов, чтобы расширить границы и выявить закономерности, лучше разобраться в нюансах человеческого восприятия. С другой стороны, музыка - это информация, а мы сейчас живем в эпоху агрессивного информационного воздействия.

Базовое умение любого современного человека - защита от внешнего информационного шума, мы и от внешней музыки защищаем свое восприятие. Ведь это мы только так говорим: "Я люблю слушать музыку", а на самом деле - мы не слушаем. Просто привыкли и нам комфортно, что она привычная и постоянно звучит где то рядом.

Чтобы достучаться до нас - информация преобразуется, становится более четкой, жесткой, пропадают полутона, остаются только яркие, громкие краски. Тоже самое происходит и с современной музыкой - она растеряла большую часть своей палитры, нежные нюансы ушли в небытие, а значит сузился и спектр передаваемых образов, ощущений.

Многое растеряла популярная музыка и течет сейчас эта река всего по двум основным руслам:

1) чтобы повысить понятность передаваемого настроения и смыслов над звучанием инструментов сейчас доминирует голос исполнителя. Песня - самый распространенный современный жанр.

2) Музыка стала эмоциональным фоном для фильмов, рекламы, событий - отошла на второй план, но держится там уверенно.

Что же касается классической музыки, то кроме необходимости ее внимательного слушания есть и еще одна очень важная проблема. Проведу несколько грубую параллель с блатным шансоном - многие люди не хотят его слышать, потому что им не интересно, чем живут преступники в местах лишения свободы. Так же и с классикой - мало кому хочется одевать на себя жуткий психоз, который композиторы периодически выплескивают на слушателей из своего богатого, но сложного и беспокойного внутреннего мира. К счастью, это лишь часть, которую можно легко обойти.

А под занавес, у меня есть огромное пожелание для всех - не лишайте себя огромного мира глубокой, осознанной и впечатляющей музыки - поставьте в продолжение этого текста, к примеру вот это: "Вивальди. Времена года. Весна". Спросите себя - "Что бывает весной?" и наслаждайтесь картиной, которую вам в ответ нарисует этот классический шедевр.

Часть 2: Зачем нужна музыка

We can talk about it on: Facebook Youtube

наверх